unruss-sro.ru


Элементы росписи конь


Зимой бурная деятельность в деревне (в деревенском отшельничестве тем более) замирает и ждет своего рассвета теперь уже только весной. Помимо ухода за небольшой живностью в это время в деревне отшельнику заняться особо-то и нечем. Времени совободно появляется много. Конечно, можно его посвятить саморазвитию, но также можно при наличии такового времени украсить свое обиталище - порадовать взгляд на свой дом. И одноим из времяпрепровождений в этом может стать создание орнаментов для украшения своего дома.

Еще в начале века домовая резьба радовала глаз практически повсеместно в России — от Москвы до глухих «медвежьих уголков». Наши предки окружали себя «лепотой», которая благотворно влияла на обитателей жилищ, скрашивала их нелегкую жизнь, воспитывала чувство прекрасного.

Первым декоративным украшением дома в глубокой древности стал, по-видимому, охлупень-конек, обращенный к фасадной стороне утолщением-корневищем. Слегка обработав такой конец с помощью топора, деревенские зодчие придавали ему очертания головы коня, птицы, оленя. Эти фигуры украшали крыши не только изб, но и амбаров, сараев, ворот. Вид конских голов придавался и еще одной важной детали старых изб — повалам. Так назывались выступы двух-трех верхних бревен сруба. Повалы поддерживали кровлю, выдвинутую далеко вперед от главного фасада. Деревянные скульптуры на крыше и под ней имели охранительное значение и уходили своими корнями в седую старину, к древне-земледельческому культу коня.

Фасад дома воспринимался в старину как его «лицо», где фронтон виделся как «чело», а окна — как «глаза». Не случайно на фасадах старых деревенских построек размещалось, как правило, по два окна. С переходом к окнам, обрамленным косяками, появились сначала одна (вверху), а затем четыре доски, прикрывающие стыки косяка и бревен сруба от снега и дождя. Вначале декоративно оформлялась только верхняя доска. Ее украшали зубцами, квадратиками, ромбиками и другими фигурными порезками. Впоследствии орнамент стали делать и на других элементах наличников. На них появляется резьба с мотивами круга-солнышка. Этот мотив (солярная розетка) восходит к древнему языческому культу солнца.

Совершенствование техники обработки дерева повлекло за собой появление в начале прошлого века интересного направления в крестьянском зодчестве, которое именуется «русским барокко». Окна и фасады украшались все более затейливой резьбой. Распространенным элементом домов становятся доски, прибиваемые к торцам слег и предохраняющие их от загнивания. Декоративная обработка такой доски, называвшейся причелиной, или подкрылком, выполнялась с помощью топора и ножа. По ее нижнему краю вырезались прямоугольные и треугольные зубцы, трапеции, полукружия, ступенчатые фигуры, скобочки и кружочки. Общий вид причелин напоминал бисерные поднизи к женским головным уборам.

Выемчатые края причелин создают волнистую линию, которая с древних времен символизировала воду. По бокам причелин можно увидеть прорезные солярные розетки. Для их изготовления пользовались долотом.

Пропильная резьба, выполняемая с помощью лобзика, появилась во второй половине прошлого века и достигла наибольшего расцвета в первой четверти века нынешнего. Ее богатство и разнообразие составляли как геометрические, так и растительные, зооморфные мотивы. Ею украшались не только причелины, но и фризовые доски-подзоры, опоясывающие дом под крышей со всех сторон.

Повсеместное распространение получает художественная обработка наличников окон. Главным образом это плоскостная резьба, сочетавшаяся с прорезью. С помощью долота и коловорота деревенские умельцы украшали свои жилища изображениями стеблей и листьев растений, фигурками птиц, рыб, животных. В том числе и фантастических — грифонов, драконов, крылатых собак. Наряду с ними в украшениях домов сохраняются языческие мотивы, особенно «женщина-дерево», олицетворяющая природу.

Важной частью архитектуры крестьянского жилища были крыльца и ворота. Конструкции крылец имели огромное количество вариантов: закрытые, полуоткрытые, крыльца-терраски, крыльца-галереи. Они украшались резными арочками, кружочками, уголками. Столбики делались точеные, раскрашивались в разные цвета. Столбы-вереи, полотнища ворот и калиток украшались геометрическим орнаментом в технике трехгранно-выемчатой рельефной и накладной резьбы.

О древней символике узоров и фигур, которыми наши предки украшали свои жилища, интересно рассказывает Л. М. Русакова в своей книге «Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири»:

«Крыша и охлупень, которым она завершалась, соотносились с небесным миром. Причудливые утолщения-корневища охлупня, иногда напоминавшие головы дракона, коня, птицы или оленя, позволяют рассматривать дом в целом как образ крылатого животного, а крышу с двумя скатами — как его крылья. Резные при-челины, расходящиеся в стороны от головы коня или птицы, как бы дублируют крылья — скаты крыши. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда краям причелин придается перистая форма.

Окна в представлении о доме как мироздании являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, окружавшим жилище со всех сторон. Верхняя доска маркировала небесный мир, нижняя — преисподнюю. Соответственно на верхней доске или по ее краю изображались символы небесного мира: солнечные розетки, птицы, женские изображения, причудливые растения, животные. Эти существа воплощали стражей — покровителей людей, проживавших в доме».

Прорезная резьба

Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия.

Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.

Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной.

Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она наименее трудоемка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.

Техника прорезной резьбы довольно проста. На размеченной и закрепленной заготовке для того, чтобы вставить полотно пилы, высверливают отверстия и по контуру узора проводят опиловку. Затем заготовку зачищают, шкуркой или стамеской снимают фаски. Опиловку некоторых видов контура орнаментов, подзоров и других украшений простой формы можно выполнять путем запилов ножовкой и скалывания прямыми и изогнутыми стамесками.

Кроме того, можно работать ограниченным набором простого инструмента или приспособлениями на базе электромотора. Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик.

Инструмент для занятий волшебным искусством выпиливания орнаментов в деревянных пластинах требуется самый незамысловатый. Если обратиться к истории ремесла фигурного выпиливания, то можно узнать, что для изготовления деталей с криволинейными очертаниями всегда использовалась так называемая прорезная пила.

Это одноручная пила-ножовка с узким, относительно толстым полотном с зубьями средней величины, заточенными для пиления вдоль волокон. Отверстия различного диаметра в заготовке являются либо фрагментом узора, либо необходимы для начала пиления фигурного отверстия. Старые мастера пользовались коловоротом с перовыми сверлами. Этот инструмент не устарел и поныне.

Перевод рисунков на заготовки наличников производим с помощью шаблонов. Наиболее подходящим материалом для этого является качественный картон-прессшпан, шаблон из менее качественного картона пропитываем олифой или лаком. Поверхность доски перед нанесением рисунка должна быть прострогана с обеих сторон.

При выборе орнамента и типа наличников следует посетить местный музей под открытым небом — осмотреть окрестные дома. Дело в том, что защитные, оберегающие свойства наличников специфичны для данной местности и они не случайны. И игнорировать их мотивы, структуру и контуры, идущие из мглы веков, если вы не занимаетесь украшательством в чистом виде, не следует.

Виды орнаментов

Геометрический орнамент чаще всего состоит из ритмически построенных элементов и соразмерных его частей, составленный из кругов, спиралей и крестов, зигзагов, уголков, волнообразных фигур, может заполнить любую по величине поверхность. Такие украшения обычно представлены в виде орнаментальной полосы, каймы, звезды, розетки и т. д. Геометрический орнамент в виде линии, ломаной под прямым углом на полосе, кайме или бордюре, называется меандром. Если же узор заполняет всю поверхность, он называется сетчатым.

Геометрический орнамент повсеместно применяется в разных видах домовой резьбы, особенно в контурной, геометрической, пропильной.

Растительный, или лиственный, орнамент представляет собой отдельное самостоятельное украшение в виде деревьев, веток с листьями, цветами, плодами, трав и т. д. или орнаментальную полосу, состоящую из повторяющихся элементов.
В домовой резьбе растительный орнамент выполняют практически во всех ее видах.

Животный, или зооморфный, орнамент представляет собой изображение стилизованных реальных или фантастических зверей и птиц. Этот орнамент часто выполняют, сочетая одну технику с другой, в самых разных видах домовой резьбы.

Геральдический орнамент — украшение, в которое входят изображения оружия, знаков, различных символических предметов, эмблем и т. д.

Ленточные орнаменты — это прямые или криволинейные орнаменты, окаймляющие поверхность предмета или резного изделия. Узкая полоса изящного и ажурного рисунка ленточного орнамента, проходящая по краю изделия, называется каймой.

Кайма может быть выполнена во всех видах орнамента. Часто украшение на фризе или ином элементе дома делают в виде ленточного сплетения, в результате получается переплетенный ленточный орнамент.

Розетка — самостоятельная орнаментальная форма, которая замкнута в пределах окружности или правильного многоугольника. Она может быть выполнена в разных видах резьбы — геометрической, рельефной или ажурной и представлена как отдельным украшением, так и в бесконечно повторяющейся орнаментальной полосе.

Ажурный орнамент выполняется в технике прорезной резьбы. Это украшение сконструировано с помощью линейки и циркуля из частей круга или других геометрических фигур. Чаще всего представлен в виде ажурных прорезных розеток, которые используются в домовой резьбе как накладные элементы оформления жилища — в подзорах, филенках и т. п.

Плетенка — орнамент в виде переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов. Этот мотив исполняли резчики на Руси еще с древних времен. Плетенки широко используются также в творчестве народов Закавказья и Азии.

Арабеска — насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов. Наиболее характерен и чаще используется на Востоке для украшения различных изделий.

Пальметта — веерообразный растительный орнамент, обычно венчающий резное украшение. Встречается также в виде орнаментальной полосы на фризе или другом элементе здания.

Венок — большей частью пластичный орнамент с растительным мотивом, иногда перехваченный лентами.

Бусы — орнаментальная полоса, состоящая из шаров и продолговатых элементов.

Букля — украшение из ряда колец, в центре которых находятся розетки.

Годрон — орнамент в виде повторяющихся полуовальных или вытянутых выпуклых элементов — выкружек и каннелюр.

Жгут — витой пояс (орнаментальная полоса) или выпуклое украшение.

Гирлянда — волнообразное украшение, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

Волюта — украшение из спиралевидных завитков.

Завиток — орнаментальный мотив, состоящий из изгибов в виде спирали, края которой закручены для усиления пластичности.

Картуш — орнамент (виньетка) с надписью (цифрой, эмблемой, вензелем и т. п.), расположенной в центре плоскости в виде свитка с завернутыми краями.

Панно — отдельная часть плоскости, ограниченная рамкой или лентой элементы росписи конь орнамента, заполненная изображением какой-либо композиции.

Люнет — как правило, украшенная либо нет плоскость полукруглой формы над дверями или окнами.

Городковый орнамент — характерный для народного искусства, состоит из нескольких зубчатых полос, положенных одна на другую в виде ступенек.

Полурозетка, или репья — скобчатые или двух-гранные выемки на элементах украшения дома в различных композициях.

Солярные знаки — стилизованные символические изображения божества. Например, солнце в виде розетки стилизованного цветка, вписанного в круг.

Изображения солнца занимают центральное место во многих украшениях жилища — на фронтоне дома, светелки, крыльца, на причелинах, на вершинах наличника в различных композициях. Такие символы-розетки могут также служить прекрасной формой для всевозможных изделий из теста (например, печатных пряников).

Кроме того, одним из распространенных солярных знаков является изображение коня, реалистическое или стилизованное.

Последний раз редактировалось: Berckut (Вт Сен 11, 2012 1:31 pm), всего редактировалось 1 раз(а)


Источник: http://d-otshelnik.forum2x2.ru/t112-topic



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Презентация "Городецкая роспись" - скачать презентации по МХК - Корзинка из конфет мастер-класс



Элементы росписи конь Элементы росписи конь Элементы росписи конь Элементы росписи конь Элементы росписи конь Элементы росписи конь