unruss-sro.ru


Мастер класс на урок музыки

Разделы: Музыка

Цель обучения – научить обходиться безучителя.

(Э. Хаббард)

В Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 года подчеркнутанеобходимость ориентации образования не толькона усвоение обучающимися определенной суммызнаний, формирование духовности и культуры, но ина развитие личности ребёнка, его познавательныхспособностей. Необходимо отметить особуюзначимость методов проблемного обучения ввоспитательном процессе, поскольку ониформируют и развивают творческую познавательнуюдеятельность учащихся, что способствует иправильному становлению мировоззрения.“Ребёнок превращается в личность не столькоблагодаря полученным знаниям, сколько развивспособность к критическим суждениям”(М.Монтень).

Для урока музыки, как урока искусства,характерен особый подход к использованиютрадиционных дидактических методов обучения:объяснительного, репродуктивного, проблемногоизложения, частично-поискового,исследовательского. Мы определяем этудеятельность как проблемно – поисковую.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда учеловека есть познавательная потребность иинтеллектуальная возможность решать задачу приналичии затруднения, противоречия между старым иновым, известным и неизвестным, данным и искомым.

Урок–исследование или его элементы в чередепривычных занятий активизируют мышление и даютвозможность ученикам с разными уровнямиразвития реализовывать свои способности иэвристические потребности.

Главная цель – стимулировать познавательнуюдеятельность ребёнка, уводя его от стандартовмышления и применяя ранее полученные знания иличный опыт на практике в интересной для ребятформе с непредсказуемым заранее финалом.Собственные выводы и доказательства, добытыеучащимися опытным путём, всегда интересны иубедительны, будь то теория или практика.

Задачи в каждом случае свои, но эмоциональныйвсплеск, эффект удивления, возникновениевозможного сомнения в собственных ошибочныхсуждениях являются благотворной почвой длястановления личности. Фр.Бэкон говорил: “Ктоначинает с уверенности, закончит тем, чтоусомнится; а тот, кто начинает с сомнения,закончит уверенностью”. Ещё Сократ главнойзадачей наставника считал пробуждение мощныхдушевных сил ученика и помощь в“самозарождении” истины в сознании ученика.

Музыка не является наукой, но принцип научностиприсущ и уроку искусства, так как любое знание -это проверенный практикой результат познаниядействительности, верное её отражение в сознаниичеловека (БСЭ).

Познание начинается с удивления. (Аристотель)

Очень часто мы ведём уроки по традиционной,давно привычной для ребят схеме, передавая иммноговековой культурный опыт человечества ирассчитывая только на свой авторитет(великий композитор, замечательное произведениеи т.д.) и их ощущения, эмоции, фантазию, то есть нато, что нельзя потрогать. Всегда ли мненияучителя и ребёнка совпадают? Конечно, нет. Приэтом чаще всего страдает не практический блок,который подразумевает активное участие ребят вконечном результате, а теоретический, где уже всёкем-то решено. Особенно остро это чувствуется вподростковом возрасте, когда слов учителя явноне достаточно, если они не подтверждены личнымубеждением. Очень часто в старших классах этоведёт к угасанию интереса к предмету в целом, несмотря на то, что в начальной школе и среднемзвене таких проблем не возникает. Причиндостаточно, но выход есть.

Приведу несколько примеров проблемныхситуаций, в которых отвлечённая на первый взглядбеседа становилась поводом увлечённой дискуссиии открытий.

Проблемно – поисковая ситуация на уроке музыки/Фрагменты уроков

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвященья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

(А. С. Пушкин)

1. ПОЛИФОНИЯ

  • 6 класс. Говорим о построении, сравниваем с гомофонией.
  • Слушаем трёхголосную полифонию И.С.Баха, анализируем внутреннее содержание (делаем записи на доске) и средства музыкальной выразительности, касаемся некоторых эпизодов жизни композитора, его мировоззрения.
  • Проигрываю фрагменты тем, соединяю, обговариваем ощущения от каждой муз.темы, обращаем внимание на непрерывность развития, констатируем смену настроения в произведении при соединении голосов.
  • И тут говорим СТОП! Для ребят продолжается урок, а учитель уже начал обобщение и закрепление темы на новом уровне:

- Давайте ещё раз вспомним, какой голос вполифонии главный? (все равноправны)

- А есть ли в этом типе музыки аккомпанемент? (нет)

- А зачем вообще нужен аккомпанемент? (помогаетмелодии выражать содержание, передаватьнастроение)

- Но вы же сейчас поняли содержание (обращениек записям на доске), а аккомпанемента не было!(…растерянность)

- Как вы думаете, если мы добавим аккомпанемент,музыка станет понятнее? (наоборот, будет мешать)

- Это означает, что дело в мелодиях – темах.Сколько их может быть? (две и более)

- Одинаковыми ли были мелодии в прослушанномпроизведении И.С.Баха? (разные)

- В чём они были разные? (мелодия, внутреннеесодержание каждой отдельно взятой темы,характер)

- Внимание, вопрос!

Каким образом самостоятельным голосамполифонии удаётся изменять общий характерзвучания, откуда появляются дополнительныеэмоции, отличные от тех, которые существуют вотдельных темах?

Внимательно посмотрите на схему. Что вы здесьвидите интересного? Представьте, что наши голоса- цветные ручьи… Сколько их? (три – три цвета:условно жёлтый, синий, красный)

- Один голос начинает звучание, другиеподхватывают или наоборот замолкают… ещё?..

Обратите внимание на “ленту настроений” внижней части схемы. Откуда появилисьдополнительные цвета?.. (обращаем внимание на“радугу” внутри таблицы)

 Оказывается,от переплетения, слияния нескольких голосов инастроение начинает меняться, ведь совсем другоеощущение возникает от прослушивания одного, двухили трёх голосов.

Будто смешивается вода в цветных ручьях (жёлтый+ синий = зелёный и т.д.)!

Могло ли быть такое, если бы не былонепрерывности звучания? (Нет!)

Что же происходит в финале, когда все голосазвучат одновременно? (Разноцветный “водопад”звуков!)

Слушание фрагмента финала

Но мы с вами уже давно знакомы с ещё одним видомполифонии – каноном. Чем интересен канон? (в нёмодна и та же тема переходит из голоса в голос– звучит в разных регистрах, разномзвуковедении, опаздывает на повторенияхотносительно первой).

Посмотрите на схему и задайте мне один оченьважный вопрос… /подводим к тому, как меняетсянастроение в каноне, ведь одинаковые темы должныиметь одинаковый цвет (характер), но тогда каксмешивать – темы-то одноцветные?!/

Будет ли работать таблица, если мы простозакрасим “ручьи” одним цветом? (нет)

Верно, потому что в схеме полифонии изначальнодопущена неточность, но можно всё исправить!

Итак, домашнее задание:

Найдите в изображении мною тем серьёзнуюошибку и объясните, каким образом меняетсянастроение в каноне? (раздаю уменьшенную копиютаблицы каждому)

Примечание.

На следующем уроке на повторении мы подробнокоснёмся “многоцветности” каждоймузыкальной мысли (мелодии) и придём к важномувыводу по поводу канона: “Действительно, канонпоказывает грани и возможности одной и той жетемы, одной и той же муз.мысли, но нам с вами это непомешает услышать всю палитру красок.

Удивительная музыка!”

Домашним заданием на этом уроке станетфилософский вопрос:

Что наша жизнь – полифония или гомофония? Чтовы считаете мелодиями в этой жизни, а чтоаккомпанементом?

2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ И СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИСКУССТВЕ

7 класс. Удобное время дать ребятам первыепредставления о стилевых направлениях вискусстве (барокко, классицизм, романтизм,импрессионизм, экспрессионизм). Разнообразнаятематика произведений позволяет попутнокоснуться самых неожиданных вопросов, иприменить знания на практике. Вот некоторые изних:

1) Каким бы стал финал Увертюры “Эгмонт”, еслибы Бетховен был романтиком?

2) Опишите пейзаж за окном с точки зренияпредставителей различных направлений.

3) Придумайте и опишите сюжеты будущихпрограммных произведений с одним названием, норазными взглядами на окружающий мир. Какиесредства музыкальной выразительности будутуместны для воплощения этого сюжета в музыке?Стиль какого композитора вы выбрали бы какнаиболее приемлемый?

А вот итогом будет снова открытие: все этинаправления можно отыскать не в несколькихжизнях, а в истории одной. При этом абсолютнологично пройдёт повторение уже изученногоматериала, знания будут применены на практике, ав финале работы ещё и сделан важныйвоспитательный вывод “Даже если в твоей жизнибудет всё из ряда вон плохо, это не значит, чтоничего не изменится к лучшему”. Но это будетпозже, а пока слушаем “Сказку о старом диване”,которую по желанию учителя можно прочитать нафоне “попурри” из незнакомых фрагментовинструментальных произведений соответствующихнаправлений.

_____________________________________________________________________________

 Сказкао старом диване.

Он был частью интерьера: причудливый инапыщенно – важный. Им гордилось несколькопоколений, живших на протяжении целого столетияв этом доме. Но больше всех гордился собой он сам– старинный диван на гнутых витых ножках спозолотой. Ещё бы, в его присутствии выросли всечлены семьи, на нём устраивались семейные советы,принимались дорогие гости. В благодарностьхозяева оказывали дивану особую честь, подбираяему в тон драпировку стен, шторы и прочиепредметы обстановки гостиной комнаты. Он (диван)давно уже был членом семьи и жил ради неё.

Однажды он заметил на стене у окна первуюмаленькую трещинку: словно змейка, онаскользнула вниз, поделив время на “до” и“после” её появления. Заметил её и хозяин дома. Сэтого дня “змейка” расширялась, приобретаяпаутину едва заметных соседок. Хозяин звалмастеров, советовался со знающими людьми, но домпотихонечку кренился на один бок.

- Здесь больше жить нельзя!.. – вздохнул оноднажды и принял решение.

Через месяц или два куда-то стали перевозитьмебель.

- Давно пора! – думал диван и ждал своей очереди.Когда дом опустел, в гостиной остался лишь он.Хозяин внимательно посмотрел вокруг, потом вдругнахмурился и сказал:

- Ну, прощай, старина. Спасибо за службу. Уступайместо молодым…

Набросил на диван накидку и ушёл, заперев дверь.

- Предатель, предатель! – хотелось кричать отболи, но шаги неумолимо удалялись.

Прошёл год. Однажды в замочной скважине сновазаскрипел ключ.

- А, это ты, предатель?.. Пришёл выбросить меня насвалку?..

Но в дом вошли люди. Они осматривали комнаты.Один из них подошёл к дивану и сдёрнул покрывало.

- Вот это да! Смотрите, наверно от старых хозяевостался… Сколько же ему лет?..

- Зачем тебе эта развалина?

- Это не развалина. Это антиквариат!

И вдруг обратился к дивану:

- Ну что, старина, давай знакомиться!..

Через неделю в доме закипела работа: кто-топоднимал фундамент, крыл обветшалую крышу, кто-тозамазывал трещины и чинил лестницу. А однажды вдом вошёл новый хозяин, неся в руках несколькорулонов обоев в тон старинному дивану.

___________________________________________________________________________________

Будьте готовы к бурному обсуждению вопросаребятами по поводу возникших разночтений.Вполне возможно, что будет раскритиковано и Вашемузыкальное сопровождение, но это показательтого, что на предыдущих уроках Вы оставилиребёнку достаточно прав на собственное мнение.Хорошо, когда это мнение аргументировано ипросто замечательно, когда оно в процессеобсуждения обретает новые грани.

3.ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ. Введение втему.

Первый урок после летних каникул. Уже взрослые.Трудно собрать класс, потому что моревпечатлений и совсем не рабочая обстановка.Немного оживляются, записывая тему четверти,ждут разговора на темы современной музыки. Онибудут впереди, но сейчас, если ничего не придумаю,будет разочарование, ведь именно здесь как раз инельзя обойтись без классики. И“неблагонадёжные” обязательно скажут:

  1. Да кому нужна Ваша классика?! Её слушают только отсталые, ничего не понимающие в настоящей музыке люди! Она уже давно отжила своё!
  2. Брэйк - данс жил, жив и будет жить! А Бах и Бетховен – старьё!
  3. Классика – музыка каменного века! Рэп – это клёво! Хип – хоп - это класс! И вообще, лично я слушаю “Linkin Park”!

Вот с них-то – с “неблагонадёжных” - и начнём.

Предлагаю классу войти в рабочую колею послеканикул, а заодно и определиться в мысли о том,что же значит эта “Современность” в музыке? Малотого, прошу поставить оценки за современностьтрёх услышанных фрагментов по пятибалльнойшкале, правда с условием не повторяться воценках. Просто слушаем, не называя авторов.

На самом деле фрагменты подобраны с умыслом:каждый из них смелая, хотя порой и абсурдная,современная обработка классики. Ребята ставятцифру (номер фрагмента) и через тире оценку (чемвыше бал, тем современнее).

№1 – “…” /И.Бах “Прелюдия” в стиле техно.

№2 – “…” /В.Моцарт “Лакримоза”, но как частьрэп-баллады.

№3 - “…” /М. Мусоргский “Два еврея” латино.

После прослушивания поступаю неожиданнымобразом: вызываю к доске троих потенциальныхвозмутителей спокойствия и даю им карточки, накоторых написано то, что они могли бы сказать вслучае моего попустительства, длявыразительного чтения (см. выше).

Поскольку эти слова не далеки от их мнения,выполняют артистично и не без удовольствия.Класс сосредоточен на них, недоумевает,смеётся. Они уже в уроке.

Вот теперь, когда все три карточки прозвучали,задаю каждому “артисту” два вопроса:

  • за какой фрагмент поставлен наивысший балл?
  • какая это оценка?

Делаю пометки на доске и возвращаю ребят наместо. И вот теперь начинаем вписывать вексоздания оригинала музыкального произведения,авторов и названия.

По ходу выясняем, кто и какую оценку поставил зафрагмент. И оказывается, что на модныеспецэффекты попались все – в том числе инеформальные лидеры (временно обезврежены ивключены в дальнейшую работу: эффект удивления ижелание реабилитироваться в собственных глазах,“поймав” учителя), а значит самое времяперевести разговор на то, почему современныйшоу-бизнес совершенно не торопится избавлятьсяот “старья”. Попутно выясняем разницу между“Музыкой моего поколения” и “Музыкой,созвучной моему времени”, уточняем роль моды вэтом процессе, и, собственно, что же это запонятие “современность”.

При дальнейшем изучении темы четверти у васбудет множество поводов вернуться к этому уроку,например, чтобы выяснить, почему для заставкипрограммы “Человек и Закон” была использованамузыка И.С.Баха, или что общего в “Лунной сонате”Л.Бетховена и песне В.Цоя “Легенда”.

4. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. Графическаяработа “Линия жизни” (карточки)

Фактически это график, в котором точкамиобозначается изменение характера музыки. Ещёодно правило - каждая точка правее предыдущей,т.е. линия будет двигаться вправо. Эту формуработы использую на уроке не более двух раз в год,когда есть потребность в наглядномвоспроизведении эмоциональной основыпроизведения, а вот в качестве домашней работы –частый гость, позволяющий подготовить ребят кспецифике очередной темы.

5–6-е классы

7–8-е классы

Первое знакомство с этой формой работы провожуво втором полугодии 5 класса, когда говорим о“Богатырской” симфонии А.Бородина. Работаювместе с классом, у доски. Сразу довожу досведения ребят, что возможен вариант, когдаположение и количество точек окажется немногоразличным (мы ведь все по-разному чувствуем).

После того, как нарисована линия к услышанному фрагменту,пытаемся проследить “маршрут” богатырей,считая точкой отправления картину В.Васнецова“Богатыри”. Цель – воссоздать то, что не смоглапередать живопись по причине отсутствия в нейразвития, передвигаясь по линии от точки к точке.При повторном слушании (уже без графика) естьвозможность уточнить подробности этой истории,узнать, что происходило дальше и составитьцелостное представление о героях и событиях(обобщение). На следующем уроке при изученииувертюры “Кориолан” Л.Бетховена эта линияпоможет сравнить эмоциональное содержание иособенности музыкальной речи этого произведенияс Второй симфонией А.Бородина.

В более старших классах “Линия жизни”позволит сопоставить, например,содержательность лёгкого и серьёзногопроизведений, либо классического и современного.Наиболее полно картина выглядит при работе сцветографиком, основанном на том же принципе, ноимеющем гораздо большие выразительныевозможности (см. далее). Как правило, классикавыглядит, как развёрнутая линия с различныминастроениями и их многочисленными оттенками, аво время звучания многих современных хитов классснова в недоумении, потому что дальше одной –двух соседних точек (с натяжкой) линия никак недвижется. Очень полезная растерянность: заставити к соседям в тетрадь по делу заглянуть, инесколько приглушить “упаковку” модного“шедевра”, чтобы разглядеть истинные ценности.А теперь допустите мысль, что это кардиограмма: впервом случае пациент жив, а во втором – увы и ах.Вот и повод побеседовать о том, почему однамузыка проходит испытание временем, а другаяуходит в небытие.

Примечание / Цветографик “Линия жизни”

Если заменить обозначения характеров навертикальной шкале определением цвета поспектру и убрать все условные разделяющие, кромесетки, то можно получить цветографик, которыйпоможет проследить, например, интереснуюособенность репризы не возвращать нас назад, авыступать в произведении как новый этапразвития; либо уточнить эмоциональноесодержание музыкального фрагмента (см. выше).

5. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ.

Письменные работы при запланированном 1 часе внеделю сегодня сведены к минимуму, но не стоитотказываться от них совсем, поскольку главное ихкачество – возможность дифференцированногообщения ученика и учителя. Именно здесьраскрывается творческий потенциал учащихся ипросматривается система взглядов на самыенеожиданные вопросы, а значит, есть возможностьзаранее продумывать путь, по которому вестиребят дальше.

Кроме традиционных сочинений – размышлений,хотелось бы обратить внимание на письменныеработы ещё нескольких типов, позволяющихпоставить учащихся в ситуацию поиска:

  • сочинение от первого лица (ученик ведёт повествование, например, от имени композитора или его современника);
  • сочинение – сценарий (будущего фильма, видеоклипа к изучаемому произведению) –
  • отличается “полифоничностью” образов, скрытым смыслом введения персонажей и происходящих событий;
  • сочинение – обращение (к потомкам, предкам или современникам);
  • рекламная акция (предполагает раскрытие ценностей классических произведений для современной аудитории или будущих поколений);
  • презентация (включает в себя защиту проектов новых музыкальных стилей, музыкальных инструментов будущего авторские работы и т.д.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/501864/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Цикл уроков музыки для 12-х классов по теме Музыкальный язык - Как связана информатика с математикой



Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки Мастер класс на урок музыки